Я желаю ему — жить, а он хочет умереть. Инструкция для родителей, столкнувшихся с угрозами самоубийства.
— » Я выброшусь из окна! Ты больше никогда меня не увидишь, я убью себя! «
Если вы слышали это из уст ребенка, то знаете, как это шокирует. Невольно задумываешься, где оступился, что сделал не так. Недостаточно любил? Был слишком строг? Многие решают, что наломали дров с ребенком. Это момент беспомощности и ужаса — я не в силах контролировать его выбор. Я желаю ему — жить, а он хочет умереть.
— “Тебе заняться нечем?! Лучше бы уроками занялся!” — высмеивает один родитель
— “Окно открыто, я тебя тут не держу” — провоцирует другой
— “Никогда не говори так! Поклянись, что не будешь этого делать!!” — пугается третий
Ни одна из этих реакций не поможет предотвратить самоубийство, потому что не достигает цели. Наша цель- понять, что движет подростком.
«Я выпрыгну из окна!» — Что делать родителям
Любые разговоры о самоубийстве стоит воспринимать серьезно. Не бойтесь выглядеть паникером или навредить своей помощью. Если окажетесь правы — удастся избежать беды. Если нет — ребенок узнает, что существуют слова, бросаться которыми неправильно. Обращайтесь за помощью, если не чувствуете в себе сил говорить с ребенком самостоятельно.
Если подросток грозится причинить себе вред — подробно расспросите его об этом. В этом разговоре должно быть много сочувствия, желания помочь и не должно быть осуждения, насмешек или обвинений. Вам может казаться, что такие разговоры могут подтолкнуть к краю, но это нет так. Человек, размышляющий о смерти не боится разговоров о ней. Проявив чуткость к словам ребенка, вы не побудите его продолжать «игру», если он угрожал, не подумав.
Родители даруют жизнь. Поддерживать в ребенке желание ее продолжать — следующий логичный шаг. Постарайтесь оценить, страдание, заставившее вашего ребенка произнести страшные слова. Оценивайте не саму ситуацию, а то, как ребенок ее воспринимает. Одни и те же события приводят людей в разные состояния. Один испытает беспомощность и безысходность — другой не обратит внимание. Ваша задача — понять самим и помочь понять ребенку — что это было. Фигура речи, просьба о помощи или предупреждение.
Ребенок угрожает самоубийством. Чего нельзя делать родителям
Нельзя: Отмахиваться или разубеждать, игнорируя чувства
-Я выпрыгну из окна если ты не купишь мне это!
-Успокойся немедленно
— Я выпрыгну!!!
— Это нелепо! Как ты себя ведешь?!
— Сейчас прыгну!
— Ты уроки сделал? Прыгать он собрался.
Кажется, если мы покажем всю нелепость ситуации, ребенок изменит поведение. Проблема в том, что большинство угроз высказываются на эмоциональном пике. А ваши аргументы — рациональны.
Вместо этого:
Нельзя влить холодное молоко в горячий картофель и получить вкусное пюре. Хотите получить вкусное блюдо — доведите ингредиенты до одинаковой температуры.
С людьми, так же. Хотите взаимодействовать — будьте одной “эмоциональной температуры”
Перейдите в область чувств и начните сопереживать ребенку:
— Ты сейчас очень расстроена, и тебе кажется что умереть — лучшее решение. Мне страшно от того, что ты говоришь. Я в ужасе от того, как важен для тебя телефон, а не жизнь.
Или помогите успокоится и рассуждать рационально:
— Давай остановимся на секунду. Я и ты, приведем себя в порядок, и обсудим что ты только что сказала. И телефон обсудим тоже.
Нельзя: провоцировать или высмеивать
— “У тебя кишка тонка”
— “Мне завязать для тебя веревку или сам справишься?”
— “Поступаешь как твой отец? Спасибо, что предупредил хотя бы”
Когда страшно, мы желаем получить гарантии. Убедительные, немедленные доказательства того, что угроза лишиться ребенка — исключена. Быстрый способ получить облегчение — убедиться в несостоятельности угроз сию же секунду. Испытать решение на прочность.
Но как вы поступили, если бы услышали такое в момент ссоры? Вам бы захотелось доказать родителю его неправоту?
Даже если вы уверены, что ребенок провоцирует, не провоцируйте в ответ. Большинство самоубийств совершается под влиянием сильных чувств. Иногда суицидент вовсе не хотел себя убивать, только притвориться. Но каждая 4-я попытка заканчивается смертью.
Вместо этого:
Выясните причину и план подростка
— Давай поговорим. За что ты хочешь отдать свою жизнь? Почему для тебя это так важно?
— Ты говоришь, что хочешь умереть. Что должна изменить твоя смерть? Ты хочешь этих изменений или смерти?
— Ты уже думал раньше об этом? Причинял себе вред?
Расскажите ребенку о своем жизненном опыте
— Знаешь, я тоже была убеждена, что первая любовь должна стать последней.Предательство — это очень больно. Я рада, что выбрала жизнь тогда.
— Я не хочу, чтобы ты умирал. Тебе больно, обидно. Хочешь, мы обсудим твой переход в другой класс? Мне это помогло в свое время.
Нельзя: игнорировать, запрещать говорить о недовольстве
— В нашем доме о таких вещах не говорят. Это грех
— Как не стыдно тебе жаловаться на жизнь? Ты слабак, раз думаешь об этом
— Перебесишься
Вам станет легче, если ребенок замолчит о своих намерениях?
Возможно. Но страусиная политика редко приводит к счастливому финалу. Семьи людей, убивших себя, предпочли бы, чтобы близкие открылись им в своих переживаниях. Они бы не поняли желания «не замечать угрозы »
Вместо этого:
— Давай ты расскажешь, почему не хочешь жить?
— Что тебе нравится в твоей жизни? Что не нравится? Что ты хочешь изменить? Что ты можешь сделать, чтобы было так, как ты хочешь?
Не игнорируйте угрозы ребенка причинить себе вред. Даже когда убеждены, что он погорячился. Вдумайтесь, почему ему потребовалось так выражать недовольство или шантажировать своей жизнью? Он не умеет переживать неудачи? Убежден, что жизнь закончилась? Не может насытится вашим вниманием? Помогите ему принять решение жить. Обратитесь к психологу, если сомневаетесь в правильности своих решений.
Сигналы, после которых вы ищите помощь незамедлительно
Заметив эти сигналы, примите помощь психолога или психиатра. В самое ближайшее время.
- Ребенок попытался навредить себе. Не важно, как выглядела попытка. Если он сделал первые шаги — шансы завершенного суицида возрастают.
- Ребенок выработал план. Решил, как, когда он убьет себя, установил испытательный срок.
- Вы обнаружили следы подготовки — дневники, переписку, материалы по способам лишения жизни, поиск необходимого в интернете.
- Ребенок потерял интерес к жизни — не общается с друзьями, дарит свои вещи, находится в состоянии безнадежности.
- Заигрывает со смертью, романтизируя ее — интересуется сайтами, видео, кино о смерти и самоубийстве.
- Резко изменился в поведении, настроении, привычках. Спал много — теперь не спит. Ел с аппетитом — ничего не ест. Был застенчив -ведет себя вызывающе.
- Пережил личную или семейную трагедию — потерял близкого или друга, безответно влюбился, остро переживает развод родителей.
Вовремя обратиться за помощью важнее, чем избегать внимания врачей или иных инстанций. Не бойтесь отвести ребенка к специалисту. Это может быть не городская поликлиника — а частно практикующий практик